Эссе «Моя педагогическая философия»
Готовясь однажды к классному часу для своих учеников, я прочитала слова Л.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.»
Какие же это мудрые слова!
А какой он – современный совершенный учитель? На мой взгляд, это не профессия, а, скорее, образ жизни, сообразно которому он и живет, спеша изо дня в день на урок.
Вот и я вхожу в класс: передо мной десятки любопытных, внимательных, озорных глаз. А у меня – буря чувств и ощущений. А еще – уверенность, что это и есть то, чем мне хочется заниматься, отдавать моим ученикам все тепло, заботу, знания. Я понимаю, что не имею права на ошибку, что эта профессия требует выдержки, смелости, умения отстаивать собственное мнение. Я должна быть честной, открытой, смелой, мудрой, отзывчивой. Иначе ничего не получится. Дети не терпят фальши.
Я работаю учителем математики в современной школе. Сегодняшние дети живут в мире преобладания материальных ценностей, где виртуальность пытается вытеснить живое человеческое общение. Понимая неотвратимость этой действительности, тем не менее считаю, что никакая совершенная техника не сможет заменить слово педагога. Однако учитель сегодня тоже должен меняться: строить свои уроки на принципах сотрудничества, партнерства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога, когда, постигая вместе новое, ученики совершают открытия. На мой взгляд, сделать это позволяют современные технологии. Именно они способствуют воспитанию у учащихся ответственности за собственное обучение, дают возможность им определять следующие этапы в обучении, повышают самооценку и позитивный настрой. Школьники не боятся дать неверный ответ, становятся активными, более мотивированными участниками процесса обучения.
Считаю, что математика – наука, которая учит преодолевать трудности.
Но как заинтересовать детей моим предметом, который многие считают сухим, неинтересным? Думаю, показав ее незримое присутствие в мире. Когда-то великий древнегреческий ученый Пифагор в восторге провозгласил: «Все есть число!». И действительно, все в мире связано с математикой. Доказательством служат многочисленные открытия ученых и произведения искусства. Так, английский геометр Гранди сумел вывести тригонометрические функции, которые задают точную форму листьев растений. Оказывается, математическому анализу подлежит все прекрасное в мире. Когда молодой человек любуется очаровательной девушкой, он явно думает не о математике. На самом же деле его мозг бессознательно занят именно математикой. В результате исследования, проведенного одним известным журналом, было выяснено, что мужчины находят наиболее привлекательными тех женщин, у которых, независимо от полноты, соотношение параметров фигуры составляет 1,68. Удивительно, но это так! В неповторимом архитектурном облике Санкт-Петербурга восторг и удивление вызывает «чугунное кружево» - садовые ограды, перила мостов и набережных, балконные решетки, фонари. Четко просматриваемое на фоне фасадов зданий летом, в изморози зимой, оно придает неповторимое очарованнее городу. Особую воздушность придают воротам Таврического дворца окружности, сплетенные в орнамент. Вот так причудливо вплетается математика во все, что нас окружает. Достичь восприятия учениками математики как науки, вобравшей в себя вековые достижения человеческой мысли, красоту логического мышления, научного открытия в современном мире считаю сверхзадачей в своей работе.
Вот уже стемнело, за окном легко и непринужденно падает снег. Все мои мысли о завтрашнем дне, новой встрече с учениками. А еще о том, что я – счастливый человек. Это оттого, что я знаю, какими хочу видеть в будущем своих учеников, понимаю, что ради этого буду отдавать частичку своей души.
Да, я счастлива! Ведь у меня есть любимая работа, заботы о семье, дорогие моему сердцу дети в школе и самый лучший ребенок дома.
|