Конкурсы профессионального мастерства как условие повышения квалификации педагога
В настоящее время система образования стремительно меняется. Современный мир требует постоянных изменений от педагога. Учитель, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом.
Участие в профессиональных конкурсах дает возможность педагогу продемонстрировать результаты своей деятельности, его работы с обучающимися, родителями и оценить ее со стороны.
Конкурсы профессионального мастерства – одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов.
Подготовка к конкурсам в нашем учреждении строится из 5 этапов:
1. этап. Выбор кандидатов для участия в профессиональном конкурсе. Мотивация педагогов на участие.
Участник конкурса определяется не «вдруг», подготовка будущих участников ведется на протяжении нескольких лет (через различные внутришкольные методические мероприятия, мотивационные беседы и т. д.).
Как замотивировать педагогов на участие в конкурсах профессионального мастерства?
В нашем учреждении выстроена система мотивации на участие в профессиональных конкурсах, которая создана благодаря:
- системе поощрений за высокие результаты;
- присвоению определенного статуса успешным педагогам, повышение престижа, уважение в коллективе;
- информированию всех членов коллектива о позитивных результатах.
Одна из приоритетных задач, которую ставим перед собой, осуществляя подготовку участника конкурса и сопровождение его во время конкурсных мероприятий – создать положительный эмоциональный настрой, чтобы после окончания конкурса педагог увидел, прежде всего, свои «плюсы», чтобы коллектив отметил профессиональный рост педагога и ему захотелось участвовать в подобных конкурсах еще раз.
2. этап. Создание творческой группы по подготовке конкурсанта. Группа включает в себя:
• наставника (обеспечение организационной и финансовой поддержки, контроль за работой творческой группы);
• завуча (оказание помощи педагогу в подготовке материалов, представляемых на конкурс);
• педагога-психолога (который помогает педагогу оценить его творческий потенциал, выявляет индивидуальные особенности личности педагога-участника; осуществляет психологическую поддержку);
• опытного педагога;
• педагога, ранее участвующего в конкурсе;
3. Этап - Подготовка участника к конкурсу. Об этом этапе можно проводить отдельный семинар.
4 этап. Поддержка конкурсанта. Работа творческой группы на протяжении всех конкурсных испытаний обеспечивает создание комфортной творческой атмосферы для педагога, способствует его личностному росту и совершенствованию педагогического мастерства. Во время работы над конкурсными заданиями необходимо подготовить педагога к возможным нестандартным ситуациям и предоставляемым условиям в ходе проведения самого конкурса.
5 этап. Итоговый анализ результатов участия в конкурсе: определения сильных сторон и дефицитов компетенций участника конкурса, дальнейшее обобщение опыта участия в конкурсах профессионального мастерства.
Подготовить педагога к конкурсу — это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности вступать в конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей.
Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
Моё знакомство с конкурсами профессионального мастерства состоялось в 2016 году. Тогда я впервые приняла участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года – 2017», среди педагогов Ярославского района. И заняла 3 место.
В 2018 году я решила попробовать свои силы еще раз в конкурсных испытаниях «Учитель Года – 2019» и вновь стала 3.
В 2019 мною была представлено видео на конкурс «Воспитать человека»
В этом учебном году 2021 я приняла участие в областном конкурсе «Народный учитель»
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.
Уважаемые педагоги! Пробуйте свои силы в профессиональных конкурсах, показывайте свои достижения, постигайте тонкости и секреты современного педагогического мастерства. Я уверена, что каждому из Вас есть что продемонстрировать и чем поделиться.
|