Мастер-класс «Профи»
- -Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время сделать учеников успешными в этой жизни.
Но давайте вернемся немного в детство… Все учились в школе? Кто любил учиться? Кто любил математику? А кто помнит, как звали учителя математики?
Меня зовут Анна Михайловна Фролова. Я работаю учителем математики в школе поселка Ярославка 3 года. Общий педагогический стаж также 3 года. С 2013 года наша школа участвует в региональном проекте «Разработка и внедрение региональной стратегии помощи школам, работающим в сложных социальных контекстах». т.к. на протяжении нескольких лет у нас сохранялся низкий средний балл ЕГЭ по математике. Работа в творческой группе по изучению концепции формирующего оценивания и его инструментов позволила выйти на решение проблемы организации уроков математики в условиях небольшого поселка с небольшим количеством человек в классе и об увеличении среднего балла ЕГЭ по математике.
2. Прежде чем начать говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что учитель передает знания, учитель транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия: информация и знания? И можно ли знания передать? На этой картинке (в такой шутливой форме) отражена суть: информация, которую мы передаем, она может сваливаться у ребенка в голове в кучу, а вот знание этой информации уже разложены по полочкам. И важной задачей учителя сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и умения.
3. Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:
- что оценивать?
- как оценивать?
- с какой целью оценивать работу ученика на уроке?
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.
Представьте себя в роли учеников и что вам предложили задание: «Нарисовать бабочку на листе А4». Я сейчас попрошу вас представить, как бы вы ее изобразили. А затем, что к вам в руки попал рисунок одноклассника, который категорично отличался бы от вашего. Трудно ли было бы оценить его работу? Почему трудно? Или почему легко?
А если бы мы с вами, прежде чем выполнить данное задание, разработали и обговорили критерии, по которым затем друг друга оценивали,
Например:
Наполненность листа
|
Полный лист – 3 балла
|
Заполнен на половину -2 балла
|
Заполнен на треть листа – 1 балл
|
Цветовая гамма
|
Более 4 цветов – 3 балла
|
2-3 цвета- 2 балла
|
1 цвет – 1 балл
|
Количество частей тела
|
Более 5 частей – 3 балла
|
3-4 части – 2 балла
|
1-2 части- 1 балл
|
или
1. Рисунок занимает ¾ листа – 1 балл
2 Отмечены все части тела бабочки (Голова 1 балл, усики (ведь бабочка может быть изображена и профиль и в анфас) – 1 балл, тельце – 1 балл, крылья – 2 балла, 6 лапок – 1 балл, использовано не менее 3 цветов – 1 балла)
Возникли бы у нас вопросы, за что нам поставили такие баллы или оценки? Так с чего необходимо начинать процесс оценивания?
Итак, что же такое оценивание? Оценивание- это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном? На графике видно, чем отличается понятие норма от понятия критерий. Критерий- это эталон. Норма- показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили.
Виды: оценивание бывает мотивирующим, формирующим и итоговым. Формирующее оценивание опирается на критерии оценки
4. Применение на практике
Узнав о техниках формирующего оценивания, мы начали их апробировать в разных формах и в разных классах. Самая простая и удобная, на мой взгляд, техника ФО это «Карты понятий».
Прежде чем начинать работу с картами понятий, необходимо вместе с учащимися разработать критерии, по которым в конце работы учащиеся будут оценивать себя и своих товарищей. Критерии обязательно должны быть четкими и понятными любому ученику. Каждый критерий оценивается в определенное количество баллов. Например, мы с детьми разработали и оцениваем карты понятий по следующим критериям:
- Наличие связей (1б)
- Термины, формулы (1б)
- Красочность (1б)
- Наличие рисунков (1б)
- Оригинальность (1б)
- Примеры (1б)
- Заполненность пространства (1б)
Возможны и изменения в критериях самими учащимися. Очень важно после выполнения работы оценить карты, и выставить баллы за каждую карту понятий.
А сейчас я бы хотела представить вам фрагмент открытого обобщающего урока в 8 классе по теме «Системы уравнений».
Вывод: Данный урок я проводила 3 марта 2015 года на региональном семинаре «Развитие инфраструктуры образовательного учреждения, работающего в сложных социальных контекстах, как средство выявления, поддержки и развития одаренных детей». На видеофрагменте видно, что дети работают в системе, хорошо знакомы с данной техникой и составляют карту понятий в группе за 20-25 минут. Это говорит о том, что данная техника не занимает много времени и ей можно посвятить 1 урок для систематизации знаний учащихся.
5. Название для следующей техники, которую я хотела бы вам представить, в литературе не приводится.
О ней я впервые услышала на семинарах в рамках реализации регионального проекта по формирующему оцениванию с М.А. Пинской. Она не выделяла ее как отдельную технику, но я решила взять предложенные ей идеи за основу.
Техника заключается в следующем:
На столе стоит стакан (или любая другая емкость), в нем находятся листочки с именами всех учащихся класса. На стенде висит таблица, которая и является картой активности. В ней по списку написаны все фамилии учащихся, и столбцы с датами уроков.
В начале урока я вытягиваю «Именную палочку» с именем того ученика, который будет отмечать на карте активности тех, кто отвечает у доски, отвечает устно или отсутствует на уроке.
Просмотрим видеофрагмент:
Вывод: В итоге, в конце месяца/четверти/недели можно проследить активность каждого учащегося за данный период времени, и затем сравнить ее с предыдущим периодом.
Как видно на видеофрагменте, это занимает минимум времени на уроке.
Дети с большим интересом и интузиазмом работают по данной технике, так как могут видеть свою активность на уроках, непредвзятость учителя к учащимся.
|