Суббота, 01.02.2025, 01:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Фроловой А.М.

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мастер-класс "Элементы формирующего оценивания на уроках математики"

Мастер-класс «Профи»

  1. -Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время сделать учеников успешными в этой жизни.

Но давайте вернемся немного в детство… Все учились в школе? Кто любил учиться? Кто любил математику? А кто помнит, как звали учителя математики?

Меня зовут Анна Михайловна Фролова. Я работаю учителем математики в школе поселка Ярославка 3 года. Общий педагогический стаж также 3 года. С 2013 года наша школа участвует в региональном проекте «Разработка и внедрение региональной стратегии помощи школам, работающим в сложных социальных контекстах». т.к. на протяжении нескольких лет у нас сохранялся низкий средний балл ЕГЭ по математике. Работа в творческой группе по изучению концепции формирующего оценивания и его инструментов позволила выйти на решение проблемы организации уроков математики в условиях небольшого поселка с небольшим количеством человек в классе и об увеличении среднего балла ЕГЭ по математике.

2.  Прежде чем начать говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что учитель передает знания, учитель транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия: информация и знания? И можно ли знания передать? На этой картинке (в такой шутливой форме) отражена суть: информация, которую мы передаем, она может сваливаться у ребенка в голове в кучу, а вот знание этой информации уже разложены по полочкам. И важной задачей учителя сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и умения.

3. Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:

  • что оценивать?
  • как оценивать?
  • с какой целью оценивать работу ученика на уроке?

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Представьте себя в роли учеников и что вам предложили задание: «Нарисовать бабочку на листе А4». Я сейчас попрошу вас представить, как бы вы ее изобразили. А затем, что к вам в руки попал рисунок одноклассника, который категорично отличался бы от вашего. Трудно ли было бы оценить его работу? Почему трудно? Или почему легко?

А если бы мы с вами, прежде чем выполнить данное задание, разработали и обговорили критерии, по которым затем друг друга оценивали,

Например: 

Наполненность листа

Полный лист – 3 балла

Заполнен на половину -2 балла

Заполнен на треть листа – 1 балл

Цветовая гамма

Более 4 цветов – 3 балла

2-3 цвета- 2 балла

1 цвет – 1 балл

Количество частей тела

Более 5 частей – 3 балла

3-4 части – 2 балла

1-2 части- 1 балл

 

или

1. Рисунок занимает ¾ листа – 1 балл

2  Отмечены все части тела бабочки (Голова 1 балл, усики (ведь бабочка может быть изображена и профиль и в анфас) – 1 балл, тельце – 1 балл, крылья – 2 балла,  6 лапок – 1 балл, использовано не менее 3 цветов – 1 балла)

Возникли бы у нас вопросы, за что нам поставили такие баллы или оценки? Так с чего необходимо начинать процесс оценивания?

Итак, что же такое оценивание? Оценивание- это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном? На графике видно, чем отличается понятие норма от понятия критерий. Критерий- это эталон. Норма- показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили.

Виды:  оценивание бывает мотивирующим, формирующим и итоговым. Формирующее оценивание опирается на критерии оценки

4. Применение на практике

Узнав о техниках формирующего оценивания, мы начали их апробировать в разных формах и в разных классах. Самая простая и удобная, на мой взгляд, техника ФО это «Карты понятий».

Прежде чем начинать работу с картами понятий, необходимо вместе с учащимися разработать критерии, по которым в конце работы учащиеся будут оценивать себя и своих товарищей. Критерии обязательно должны быть четкими и понятными любому ученику. Каждый критерий оценивается в определенное количество баллов. Например, мы с детьми разработали и оцениваем карты понятий по следующим критериям:

  • Наличие связей (1б)
  • Термины, формулы (1б)
  • Красочность (1б)
  • Наличие рисунков (1б)
  • Оригинальность (1б)
  • Примеры (1б)
  • Заполненность пространства (1б)

Возможны и изменения в критериях самими учащимися. Очень важно после выполнения работы оценить карты, и выставить баллы за каждую карту понятий.

А сейчас я бы хотела представить вам фрагмент открытого обобщающего урока в 8 классе по теме «Системы уравнений».

Вывод: Данный урок я проводила 3 марта 2015 года на региональном семинаре «Развитие инфраструктуры образовательного учреждения, работающего в сложных социальных контекстах, как средство выявления, поддержки и развития одаренных детей». На видеофрагменте видно, что дети работают в системе, хорошо знакомы с данной техникой и составляют карту понятий в группе за 20-25 минут. Это говорит о том, что данная техника не занимает много времени и ей можно посвятить 1 урок для систематизации знаний учащихся.

5. Название для следующей техники, которую я хотела бы вам представить, в литературе не приводится.

О ней я впервые услышала на семинарах в рамках реализации регионального проекта по формирующему оцениванию с М.А. Пинской. Она не выделяла ее как отдельную технику, но я решила взять предложенные ей идеи за основу.

Техника заключается в следующем:

На столе стоит стакан (или любая другая емкость), в нем находятся листочки с именами всех учащихся класса. На стенде висит таблица, которая и является картой активности. В ней по списку написаны все фамилии учащихся, и столбцы с датами уроков.

В начале урока я вытягиваю «Именную палочку» с именем того ученика, который будет отмечать на карте активности тех, кто отвечает у доски, отвечает устно или отсутствует на уроке.

Просмотрим видеофрагмент:

Вывод: В итоге, в конце месяца/четверти/недели можно проследить активность каждого учащегося за данный период времени, и затем сравнить ее с предыдущим периодом.

Как видно на видеофрагменте, это занимает минимум времени на уроке.

Дети с большим интересом и интузиазмом работают по данной технике, так как могут видеть свою активность на уроках, непредвзятость учителя к учащимся.

Категория: Мои статьи | Добавил: annafrolova3101 (06.01.2017)
Просмотров: 1536 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
uCoz