Четверг, 19.06.2025, 15:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Фроловой А.М.

Категории раздела
Наш опрос
Вычислите 9 - 3 : 1/3 + 1
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Механизм управления результатом на основе формирующего оценивания

Механизм управления результатом на основе формирующего оценивания

Постепенно осуществляя переход к ФГОС второго поколения, педагогическое сознание уже приняло новые образовательные ценности, поставив в центр образовательного процесса активного и самоорганизующегося ученика, предложив учителю занять позицию тьютора, сотрудника в его учебной деятельности

Согласно новому образовательному стандарту процедуры оценки должны быть ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели просто знания в рамках образовательных дисциплин, а в основе оценивания результатов образования должна лежать не изначально заданная норма, а положительная динамика изменений и достижений обучающегося. В связи с этим наиболее целесообразным является использование учителем возможностей техник формирующего оценивания.

Под формирующим оцениванием понимается процесс определения индивидуальных достижений каждого учащегося на основе сбора и анализа данных, используемых для корректировки деятельности каждого учащегося с целью достижения запланированного результата, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося: когда его ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей ее продолжения. Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны.

Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи и осторожно проводя эксперименты в ходе учебного процесса, учителя могут многое узнать о том, как школьники воспринимают материал и как они реагируют на те или иные приемы преподавания

Источниками информации для оценивания могут служить ответы учеников, домашние работы, проекты и презентации, тесты, контрольные и самостоятельные работы. Проблема состоит в том, что все эти инструменты оценивания относятся в основном к итоговому, а ни формирующему оцениванию. Но, тем не менее, существует ряд оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и ученика:

  • Мини (минутный) обзор
  • Недельные отчеты
  • Карты понятий
  • Критериальные рубрики
  • Портфолио
  • Оценочная лесенка
  • Волшебные линеечки
  • Знаковая символика
  • Карты успешности
  • Дневники планирования
  • Диаграмма достижений

На своих уроках я использовала некоторые техники формирующего оценивания:

  1. Недельные отчеты

Это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса: 1. Чему я научился за эту неделю?  2. Какие вопросы остались для меня неясными? 3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Недельные отчеты обеспечивают быструю обратную связь,  которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Они дают ученикам возможность оценить вновь приобретенные знания, задать вопросы о том, что им неясно.

Такие отчеты пишутся дома, индивидуально.

Ученики видят, что отчеты помогают им в учебе, в противном случае они не стали бы воспринимать их серьезно.

Анализируя отчеты, я:

  • Узнаю о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников
  • Получаю полезную обратную связь и возможность корректировать учебную деятельность
  • Проникнуть в то, как ученик осознает собственную учебную деятельность

Они помогают мне оперативно отреагировать  и внести изменения в преподавание и содержание курса. Вопросы, которые задают ученики, могут быть использованы на подготовке ГИА и могут помочь учителю соотнести свои ожидания с ожиданиями учеников.

  1. Карта активности и «именные палочки»

Точного определения данной технике в литературе не приводится.

О ней я впервые услышала на семинарах в рамках реализации регионального проекта «Школы работающие в сложных социальных контекстах» по формирующему оцениванию с М.А. Пинской. Она не выделяя ее как отдельную технику, но я решила взять предложенные ее за основу, добавить следующее:

На столе стоит стаканчик (или любая другая емкость), в нем находятся листочки с именами всех учащихся класса. На стенде висит таблица, которая и является картой активности. В ней по списку написаны все фамилии учащихся, и столбики с датами уроков.

В начале урока я вытягиваю «Именную палочку» с именем того ученика, который будет отмечать на карте активности тех, кто отвечает у доски, отвечает устно или отсутствует на уроке.

В итоге, в конце месяца/четверти/недели можно проследить активность каждого учащегося за данный период времени, и затем сравнить ее с предыдущим периодом.

  1. Следующая техника, которую я использовала – Лист тематического контроля

Это не совсем техника формирующего оценивания, но является прекрасным механизмом управления результатом.

Это универсальная форма для отслеживания индивидуальны результатов успеваемости учащихся по математике. Форма «Листа контроля» по всем темам и для всех классов едина, поэтому учащиеся и их родители быстро привыкают к ней и понимают, как с ней работать.

«Лист тематического контроля» выдается учащимся перед началом изучения каждой главы или раздела учебника. После каждого заполнения «Лист контроля» представляется родителям для ознакомления.

Он состоит из следующих разделов:

 

Раздел «Основной контроль»

Основной контроль – это контроль, которому обязательно подвергаются все учащиеся класса. В нем содержится  тематическое содержание контроля по данному разделу учебника, форма контроля и отметка. Если у вас по каким-то разделам или главам сделано чёткое поурочное планирование, то темы и формы контроля можно сразу напечатать в соответствующие колонки таблицы, тогда от руки в «Лист контроля» нужно будет проставлять только дату, отметку и подписи. Если же вы не планируете заранее, в какой форме будет проводиться контроль по данной теме или меняете форму в зависимости от класса, то соответствующие клеточки можно будет заполнить позднее: в день написания работы или в день получения результатов. В колонке, посвящённой теме и содержанию контроля, тоже можно оставлять пустые места.

Раздел «Дополнительный контроль»

В «Дополнительный контроль» вписываются незапланированные отметки, полученные учеником. Например, за ответ у доски; за работу по индивидуальной карточке, выданной учителем; за домашнюю работу, которая была проверена выборочно;

за доклады и сообщения или, если по какому-то материалу вы не планировали проводить проверочную работу, а потом возникла необходимость в её проведении, то полученные результаты тоже можно будет вписать в «Дополнительный контроль».

Заключительная колонка таблиц основного и дополнительного контроля называется «Работа над ошибками». Она в основном предназначена для учащихся, получивших неудовлетворительную отметку. Эти учащиеся должны будут исправить неудовлетворительную отметку, выполнив «работу над ошибками» по заданиям, предложенным учителем, которые можно составить индивидуально, именно на основе допущенных ошибок. После успешного выполнения «работы над ошибками», в соответствующую графу учитель выставляет новую отметку. Работа над ошибками с каждым учеником ведётся до тех пор, пока не завершится положительно, то есть пока не будет получен удовлетворительный результат.

Раздел «Информация для родителей»

«Информация для родителей» - это раздел, который обеспечивает постоянную связь между учителем-предметником и родителями каждого ученика.

  1. И самая распространенная и удобная, на мой взгляд, техника в формирующем оценивании – «Карты понятий»

Она представляет собой двумерную,  иерархически  организованную сетевую  диаграмму,  которая  отражает  структуру  знаний  в  определённой  предметной области, какой её видит ученик. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими  соотношения этих понятий  в  направлении  от  общего  к  частному.  Рассматривая  карту  от  вершины  к основанию  можно:

1.  проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;

2.  проверить  уровень  понимания  учеников  и  возникшее  у  них  ложное  толкование понятий;

3.  оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

Карты  понятий  позволяют  оценить,  как  хорошо  ученики  могут  видеть «общую картину» предмета или отдельной темы.

Основой  этой  методики  является  противопоставление  осмысленного  и механического усвоения знаний. Осмысленное усвоение происходит, когда новые знания на  основании  существенных(не  случайных) связей.  сознательно  и  целенаправленно соотносятся  с  уже  существующими  внутри  определённой  рамочной  структуры.  В механическом(основанном на запоминании) усвоении новые понятия просто добавляются случайным образом к уже имеющимся на основе буквального  копирования.  В результате такого усвоения возникают слабые и легко разрушающиеся понятийные структуры. В результате  осмысленного  усвоения  меняется  сам  способ  получения  индивидуального жизненного  опыта,  происходят  концептуальные  изменения

В завершении хотелось бы сказать, что применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться таких рекомендаций как:

  • Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше
  • Создавайте среду, способствующую партнерству учителя и учеников
  • Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании
  • Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели
  • Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить

 

Категория: Мои статьи | Добавил: annafrolova3101 (20.11.2016)
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
uCoz